РУ БЕ EN

Дополнительное образование детей и молодежи

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании программа объединения по интересам базового уровня разрабатывается учреждением образования, реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи на основе типовой программы. Утверждается руководителем учреждения как программа с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины.

Программа объединения по интересам базового уровня определяет:

цели и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля (технического, спортивно-технического, туристско-краеведческого, эколого-биологического, физкультурно-спортивного, художественного социально-экономического, социально-педагогического, культурно-досугового, военно-патриотического, естественно-математического, общественно-гуманитарного или иным определяемым положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи);

-  уровень изучения (базовый);

- срок реализации программы;

- учебно-тематический план;

- время, отведенное на изучение тем, учебных предметов или учебных дисциплин;

- виды занятий;

- формы и методы обучения и воспитания при реализации программы.

 

 Содержание образовательной программы должно быть ориентировано на:

-  создание условий для развития личности ребенка;

- расширение и углубление знаний, умений и навыков по выбранному профилю деятельности;

- активизацию процесса саморазвития личности;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культуре;

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья.

Рекомендуем при разработке программ объединений по интересам учитывать:

  1. Нормативно-правовые документы государства и отрасли в сфере дополнительного образования детей и молодежи (Кодекс Республики Беларусь об образовании, государственные и республиканские программы в сфере молодежной политики, инструктивно-методические письма Министерства образования по идеологической воспитательной работе, по организации дополнительного образования детей и молодежи и т.п.).
  2. Программа является стратегическим документом, отвечающим таким требованиям, как актуальность (отражает стратегию образования); прогностичность; рациональность (способствует достижению цели в конкретных условиях, на основе имеющихся ресурсов); реалистичность; целостность и последовательность; контролируемость и корректируемость.
  3. Программа должна учитывать последние достижения педагогической науки и практики; современные требования к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи; особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования.

 

Примерная структура образовательной программы

Титульный лист (содержит следующие данные: название и подчинение учреждения; кем и когда утверждена программа; полное название программы; срок реализации; возраст детей, на который рассчитана программа; ф.и.о., должность разработчика программы; место и год её создания).

  1. Пояснительная записка(в ней представляются: концептуальные подходы к разработке и обоснование данного вида творчества для развития ребенка, изложение собственных взглядов на работу с детьми).

Цели и задачи программы (цель – идеальный конечный результат деятельности, степень ее достижения можно проверить; задачи – пути достижения цели в обучении, развитии, воспитании).

  1. Учебно-тематический план(представляется на каждый год обучения).

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

 

 

всего

теория

практика

ИТОГО

 

  1. Содержание программы.Описание теоретической и практической части учебных занятий без подробной расшифровки.
  2. Методическое обеспечение программы(педагогические технологии и методики работы с детьми, включающие три взаимосвязанных направления – обучение, воспитание и развитие; методы диагностики освоения программы и личностного развития обучающихся).
  3. Предполагаемый результат(что должен знать и уметь обучающийся по завершении учебного года).
  4. Список литературы(для педагога, для учащихся).

 

 

Порядок утверждения образовательной программы объединения по интересам может быть следующим:

  1. Внутреннее и внешнее рецензирование— анализ качества документа, его соответствие уставу учреждения, действующим нормативно-правовым документам в сфере образования. Составление «внешней» рецензии предполагает оценку «профильного» содержания и методики учебной деятельности специалистами в данной области.
  2. Обсуждение программы на методическом (педагогическом) совете учреждения. Решение заносится в протокол методического (педагогического) совета.
  3. Утверждение программы приказом директора учреждения на основании решения методического (педагогического) совета.

 

 СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Как разработать программу объединения по интересам

Приступая к разработке программы объединения по интересам, прежде всего, следует изучить нормативные правовые документы, научно-методическую, педагогическую литературу.

На какие документы следует ориентироваться, приступая к созданию программы?

Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

Типовая программа объединения по интересам по соответствующему профилю.

Инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь по организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, по идеологической и воспитательной работе.

Программа объединения по интересам ОСНОВЫВАЕТСЯ на типовой программе дополнительного образования детей и молодежи.

 

Что необходимо учитывать при разработке программы?

- следует учитывать современные требования к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи;

- компенсировать отсутствующие образовательные области (предметы, виды, направления деятельности, интересующие учащихся);

- учитывать возрастные и психофизические особенности учащихся;

- учитывать интересы и потребности детей, родителей, общества.

 

Структурные элементы программы объединения по интересам

Титульный лист.

Пояснительная записка.

Учебно-тематический план.

Содержание программы.

Ожидаемые результаты.

Формы и методы реализации программы.

Литература.

 

 

 

Структура программы объединения по интересам

Титульный лист (оформление):

название и подчинение учреждения;

кем и когда утверждена программа, с кем согласована;

полное название программы;

ф.и.о., должность разработчика программы;

возраст детей, на который рассчитана программа;

срок реализации;

название города, год разработки.

Образец:

Управление по образованию администрации Московского района  г. Бреста

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № ……. г. Бреста»

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник управления по образованию администрации Московского района г. Бреста

                                      Ф.И.О.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного

учреждения образования «Средняя школа № … г. Бреста»

                                      Ф.И.О.

 

 

   

Программа

объединения по интересам

«……………»

(художественный (указать необходимый профиль) профиль)

 

 

 

Автор-составитель

Ф.И.О,

педагог дополнительного образования

Возраст обучающихся от  …  до … лет

Срок реализации программы … год(а)

 

Брест 2023

Пояснительная записка

В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

- ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;

- связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности (в чем отличие и особенность именно этой программы);

- изложение собственных взглядов на работу с детьми, педагогические идеи, принципы обучения и воспитания, обеспечивающие целевое назначение программы;

- организационные условия реализации программы;

- вид программы (базовый, повышенный уровень, индивидуальная, авторская, экспериментальная и др.);

- возраст обучающихся;

- сроки реализации;

- общее количество часов, количество часов и занятий в неделю;

- формы и режим занятий.

При составлении пояснительной записки трудности возникают при формулировании цели и задач программы.

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»).

ЦЕЛЬ должна быть краткая, понятная, достижимая. Помните, что в типовой программе объединения по интересам формулируется общая цель для всего профиля, а цель образовательной программы должна отражать специфику конкретной программы, должна быть связана с ее названием, отражать основную направленность.

Для формулировки цели используйте существительные: создание, обеспечение, приобщение, развитие, формирование и т.п.

Цель может быть направлена на:

- развитие обучающихся в целом или определенных способностей;

- формирование у каждого учащегося определенных умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться;

- формирование и развитие конкретных общечеловеческих нравственных ценностей, личностных качеств;

- гармоничного художественно-эстетического, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;

- обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т.п.

Однако в описании цели старайтесь избегать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п.

Цель всегда одна, задач может быть несколько (от трех)!

Задача – это то, что требует разрешения, выполнения (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»).

ЗАДАЧИ программы объединения – это пути, способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии обучающихся. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели.

Выделяются следующие типы задач:

- обучающие;

- развивающие;

- воспитательные.

Обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется обучающийся, освоив программу.

Развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.

Воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.

Формировать задачи следует в одной грамматической форме, желательно – глагольной: развивать, способствовать, приобщать, воспитывать, сформировать, расширить, углубить, предоставить возможность, обеспечить, поддержать и т.д.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

 

Наименование раздела, темы

 

Количество часов

всего

в том числе

 

теоретических

(от 30% до 50%)

практических

(от 50% до 70%)

 

Вводное занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое занятие

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами:

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

2 раза

2 часа

72 часа

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

2 часа

3 раза

6 часов

216 часов

3 часа

2 раза

6 часов

216 часов

3 часа

3 раза

9 часов

324 часа

 

Помните, что программа – стратегический документ, рассчитанный не на один год; поэтому в этом разделе должны быть обозначены ОСНОВНЫЕ содержательные блоки (разделы, темы) и количество часов на их освоение.

 

Содержание программы 

- разделы, темы, в соответствии с учебно-тематическим планом, конкретное описание теоретических и практических занятий с указанием форм и методов организации образовательного процесса. 

В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:

указать ее название;

перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы.

Содержательную часть программы следует структурировать таким образом, чтобы оно позволило раскрыть все ведущие теоретические идеи (теория) и ответы на них (практика).

 

Например:

 

Бумажная пластика

Знакомство с материалами. Техника выгибания объемных конструкций. История «японского журавлика», знакомство с традиционной японской техникой изготовления игрушек из бумаги. … и т.д.

Практические занятия. Изготовление кукол для спектакля «Репка». Анималистические образы. Японский фонарик. … и т.д.

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

- что должен знать и уметь обучающийся по завершении учебного года, освоение программы для каждого года обучения.

Ожидаемые результаты освоения программы могут быть представлены как ответы на вопросы: «Какие знания и умения приобретают учащиеся для успешного продолжения учебы, выбора профессии?», «Какие виды деятельности будут освоены?», в виде краткой характеристики приобретенных знаний, умений, навыков. 

Формы и методы реализации программы

- педагогические технологии и методики работы с детьми, включающие три взаимосвязанных направления - обучение, воспитание и развитие;

- методы диагностики освоения программы, личностного развития учащихся объединений по интересам;

- формы занятий, методы и приемы.

В этом разделе программы необходимо:

- кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые планируются по каждому разделу – индивидуальные и групповые, практические и теоретические;

- отметить, какие формы занятий планируется использовать;

- описать основные методы организации образовательного процесса;

- перечислить используемые дидактические материалы;

- дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических (перечень оборудования, инструментов и материалов) и прочих). 

 

Литература     

            Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса; во второй – литературу для обучающихся.

 

Пример оформления источников:

Кастрица, О.А. Высшая математика для экономистов : учеб. пособ. / О.А. Кастрица. - 3-е изд., стереотип. - Минск : Новое знание, 2008. - 491 с.

Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия и физиология : учеб. пособ. / Е.Н. Назарова ; Ю.Д. Жилов. - М. : Академия, 2008. - 272 с.

Чикатуева, Л.А. Маркетинг : учеб. пособие / Л.А. Чикатуева, Н.В. Третьякова ; под ред. В.П. Федько. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 413 с.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ

отдела по образованию

Брестского горисполкома

25.09.2023 № 99

 

Порядок согласования отделом по образованию Брестского городского исполнительного комитета образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи, представленных иными негосударственными организациями

 

  1. Иная негосударственная организация (далее – иная организация),  которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, разрабатывает программу объединения по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины (далее – программа) на основе типовых программ дополнительного образования детей и молодежи, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь, которая утверждается руководителем.
  2. Руководитель иной организации представляет программу с сопроводительным письмом (оформляется на фирменном бланке субъекта хозяйствования, адресат – отдел по образованию Брестского городского исполнительного комитета, указывается исходящий номер и дата письма, подробный перечень программ) на рассмотрение и согласование в отдел по образованию Брестского городского исполнительного комитета (далее – отдел по образованию) не позднее чем за 15 рабочих дней до начала срока ее реализации: на бумажном носителе (2 экземпляра) и в электронном виде.
  3. Отдел по образованию:

         определяет учреждение дополнительного образования детей и молодежи г. Бреста, ответственное за рассмотрение программы;

         обеспечивает в течение 15 рабочих дней со дня поступления программы в отдел по образованию ее рассмотрение, согласование и информирование иных организаций о результатах согласования программы;

         обеспечивает регистрацию, учет и хранение поступивших программ в порядке, установленном постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.11.2022 № 450 «О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Министерства образования».

  1. Программа направляется отделом по образованию на рассмотрение и получение рекомендации по программе (далее – рекомендация) в государственные учреждения образования «Центр дополнительного образования детей и молодежи г. Бреста», «Многопрофильный центр детей и молодежи», ГУО «Центр юных моряков с флотилией г. Бреста» (далее – УДОДМ) по определенному направлению деятельности соответствующего профиля, которые несут ответственность за рассмотрение программы на предмет соответствия ее действующим нормативным правовым актам в сфере образования.

         Рекомендация должна содержать аргументированную оценку и заключение о возможности использования программы в дополнительном образовании детей и молодежи.

         При необходимости к рассмотрению программы могут привлекаться специалисты, научные работники, педагоги иных учреждений образования.

  1. Лицо, ответственное за рассмотрение и анализ программы в УДОДМ, дает рекомендацию в письменном виде с обязательным проставлением на первом экземпляре проверяемой программы, на ее последней странице, данных об учреждении дополнительного образования, работнике и дате (Ф.И.О., виза). Рекомендация оформляется в 2-х экземплярах, на фирменном бланке учреждения, подписывается директором УДОДМ и заверяется гербовой печатью.
  2. В случае получения положительной рекомендации УДОДМ программа согласовывается начальником отдела по образованию.
  3. В случае отрицательной рекомендации на программу иная организация дорабатывает программу с учетом всех замечаний и предоставляет повторно на согласование в отдел по образованию в установленном порядке.

 

Интернет-ресурсы: