РУ БЕ EN

Готовимся к ЦЭ

Заместитель директора по учебной работе лицея №1 г.Бреста имени А.С.Пушкина г.Бреста

 

  1. Плюсы и минусы ЦЭ

Плюсы

  1. Главным преимуществом ЦЭ, на наш взгляд, является снижение нагрузки на выпускника средней школы: выпускной и вступительный экзамены совмещены, поэтому нет необходимости готовиться к разным экзаменам по разным учебным предметам и сдавать их в короткие сроки. Например, учащиеся, решившие поступать на медицинские специальности, раньше должны были сдать четыре выпускных и три вступительных, а это шесть подготовок (язык русский / белорусский считаем за одну подготовку). Сегодня таких подготовок только три.
  2. С введением ЦЭ полностью решён вопрос несовпадения форм проведения выпускного и вступительного экзаменов. Например, по русскому и белорусскому языкам в школе во время проведения итоговой аттестации писали изложение, историю Беларуси сдавали устно по билетам, а при поступлении в вузы – тест, а это, по сути, были две разные подготовки.
  3. Одно из преимуществ ЦЭ – право выбора учащихся. Это очень важно в воспитательном аспекте: с введением ЦЭ учащиеся самостоятельно выбирают один из учебных предметов для сдачи. Уверены, что большинство учащихся к этому выбору относятся серьёзно: заранее определяются с предметом, готовятся самостоятельно или посещают факультативные занятия, чувствуют ответственность за результат своей работы и работы учителя. Отсутствие «обязаловки» позволяет учащимся продемонстрировать свой реальный высокий уровень по предмету, который несколько лет был любимым в школьном расписании, обучение которому было с увлечением. Такой предмет есть у каждого учащегося, и стрессовые нагрузки к подготовке к экзамену здесь будут минимальны.

Педагоги понимают, что вовремя должны помочь учащимся с правильным выбором предмета. Подготовка к ЦЭ не должна начинаться в 11 классе. Здесь заинтересованность не только у учащихся, но и у педагога. Если педагог точно знает, сколько учащихся выбрало его предмет, он может вести целенаправленную работу по подготовке, не «распыляясь» на весь класс, плодотворно и продуктивно работать лишь с теми, кто будет сдавать ЦЭ, в диаде урок – факультатив. Возрастает роль и классного руководителя, который координирует систему профориентационной работы в классном коллективе. Учитель-предметник и классный руководитель должны приложить все усилия, чтобы помочь учащимся избежать случайного выбора учебного предмета на ЦЭ. Чем раньше определится учащийся, тем больше помощи сможет получить со стороны педагогов.

  1. В лицеях предметы изучаются на повышенном уровне. Учащиеся, за четыре года прошедшие допрофильную и профильную подготовку по таким учебным предметам, как физика, биология, химия, до введения ЦЭ не имели возможности сдать их за курс средней школы. Получался парадокс: больше всего учебного времени учащиеся тратили на профильные предметы, а сдавали непрофильные. Сегодня учащиеся профильных классов обязательно выбирают один из профильных предметов для сдачи на ЦЭ. Экономятся время и силы: их не надо расходовать на подготовку к экзаменам по непрофильным предметам.
  2. Введение ЦЭ позволило более рационально и справедливо распределить нагрузку по подготовке к экзаменам среди учителей-предметников. Раньше весь «удар» приходился на учителей только четырёх-пяти предметов, сегодня ЦЭ проводится по более чем 10 предметам, а значит, каждый учитель понимает, что его предмет могут выбрать для сдачи, поэтому уровень подготовки должен быть соответствующим.
  3. С введением ЦЭ в полном объёме обеспечивается объективность оценки учебных достижений учащихся. Исключаются субъективные факторы оценивания, коррупционные проявления, давление на учителя и т.д.

 

Минусы

 

  1. ЦЭ предполагает задания только на базовом уровне. Учащиеся лицеев и профильных классов школ с этими заданиями справляются успешно. Однако учителя беспокоятся, чтобы со временем не произошло снижение уровня подготовки выпускников средней школы, которые продолжат обучение в вузах. Учащиеся пойдут по линии наименьшего сопротивления: зачем мне изучать математику или физику на повышенном уровне, если на ЦЭ задания только базового уровня? Некоторые учителя, даже работая по учебным программам повышенного уровня, на уроках будут отрабатывать исключительно задания ЦЭ. Обучение в профильных классах будет заключаться в «натаскивании» на ЦЭ, но на большем количестве учебного времени в неделю. Таким образом, мы рискуем потерять профильный уровень изучения предметов. А именно в профильных классах учатся будущие победители республиканской и международной олимпиад по учебным предметам.
  2. Перед разработчиками заданий ЦЭ стоит очень сложная задача: они должны совместить выпускной и вступительный экзамены. Понимаем, что на создание новой базы заданий уйдёт не один год. Однако хотели бы обратить внимание на следующие моменты. Формы проведения ЦЭ по русскому /белорусскому, иностранным языкам – тест. Главная цель обучения русскому /белорусскому языку – формирование умений и навыков свободного владения языком во всех видах речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) и в различных сферах применения языка, то есть в приоритете формирование и развитие коммуникативной компетенции. Среди особых требований к организации изучения русского и белорусского языков – минимизация теоретических сведений на основе их значимости для речевой деятельности; текстоцентрический подход к отбору языкового материала. Сформированность коммуникативных и правописных умений раньше проверяли на экзамене в форме изложения, и это было оправданно: учащиеся работали с текстом. Сегодня среди 40 тестовых заданий по русскому языку только 2 задания связаны с работой с текстом, 10 заданий с речевой деятельностью не связаны совсем (например, задания определить вид подчинительной связи в словосочетании, выделить окончание и суффикс), 22 задания проверяют правописные навыки (орфографические и пунктуационные). Следовательно, цель обучения русскому языку и содержание итоговой аттестации находятся в определённом противоречии. Волнует учителей русского / белорусского языка вопрос о возможном появлении части С (сочинения) на ЦЭ по аналогии с российским ЕГЭ. Считаем вопрос появления сочинения на ЦЭ преждевременным и требующим до введения детальной проработки. Писать сочинение – сложная задача для школьника с любым уровнем подготовки: это задание творческое. Этому надо учить, и не один год, и не только на уроках русского языка. На уроках русского языка можно научиться тому, как писать: как грамотно излагать мысли, как правильно определить речевую ситуацию, стиль, тип, жанр речи будущего текста. Вопрос, о чём писать, решается на разных уроках разных учебных предметов. Поэтому учить размышлять, высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, приводить доказательства, строить монологическое высказывание и т.д. – это умения, которые развивают учащиеся на любом уроке, прежде всего, предметов гуманитарного цикла. Однако тетради на печатной основе, где учащиеся вставляют слово, а не формулируют мысль полностью, сборники готовых домашних заданий, «золотых» сочинений, невозможность из-за нехватки времени на уроке услышать каждого учащегося не позволяют в полном объёме подготовить учащихся к такому испытанию, как сочинение. Учащимся не хватает практики самостоятельного создания текстов разных типов, стилей, жанров. Для справки: в России на обучение русскому языку в 5-11 классах выделяется 782 урока, русской литературе – 646, в сумме – 1428. В Беларуси на обучение русскому языку отводится 526 уроков, русской литературе – 405, в сумме – 931. Поэтому если оставить прежнее количество уроков, объём учебных программ и ввести сочинение, то ожидать положительного результата на ЦЭ не следует, для большинства выпускников это испытание окажется непосильным. Сочинение – это творческий вид работы, следовательно, субъективизм при написании и при проверке неизбежен, а его на ЦЭ хотелось бы избежать.

Как заявлено в образовательном стандарте, «целевой ориентир обучения иностранному языку достигается посредством формирования иноязычной коммуникативной компетенции»: на уроках иностранного языка моделируются ситуации общения, стимулирующие учащихся к решению коммуникативных задач.

С этого года устный экзамен как форма проведения итоговой аттестации отменён, при этом заявленные ранее цели и задачи обучения иностранным языкам, содержание, требования программ не изменились. Так, если мы обратимся к программе вступительных испытаний по предмету «Иностранный язык» для получения высшего образования, а также к спецификации тестовой работы для проведения централизованного экзамена, то увидим, что ЦЭ и ЦТ проводятся в виде стандартизированного теста, включающего задания на контроль навыков владения продуктивным языковым материалом и контроль понимания содержания письменных текстов. Нам представляется, что такой подход идёт вразрез с инструктивно-методическим письмом, в котором подчеркивается, что «на уроках отдаётся предпочтение устным формам работы, первостепенное значение отводится говорению». При этом и в учебных пособиях по-прежнему делается акцент на коммуникации.

Получается, что сейчас мы пришли к несоответствию содержания программных требований и формы проведения итоговой аттестации по иностранному языку: предмет у нас коммуникативной направленности, в программе заявлена одна цель, а в итоге контролю и оцениванию подлежат совершенно другие аспекты языка. Кроме того, вызывает обеспокоенность тот факт, что ЦЭ/ЦТ включает много языкового материала, усвоение которого предусмотрено программой не на продуктивном, а на рецептивном уровне. С учётом требований программы и того материала, который заявлен в КТП, каждый урок по предмету – это новая коммуникативная тема в рамках определённой ситуации общения, соответственно, урок не предполагает необходимый объём тренировки грамматического материала, для усвоения на продуктивном уровне. Мы усматриваем в этом противоречие. Возникает вопрос: если не на уроке, то где готовить учащихся к ЦЭ? Хотелось бы также обратить внимание на следующее. Когда велись активные обсуждения по поводу предстоящих новаций, касающихся формы проведения итоговой аттестации и проведения вступительного экзамена, одним из самых обсуждаемых вопросов была «необходимость видеть лицо каждого абитуриента при поступлении в вуз». Ответ на этот вопрос усматривали во внутреннем (устном) экзамене по профильному предмету. Специалисты в области преподавания иностранных языков едины во мнении, что этот вопрос особенно актуален при отборе студентов на языковые специальности (например, МГЛУ), где именно на этапе вступительной кампании необходимо выявить у абитуриента уровень коммуникативной компетентности, который будет напрямую связан с качеством подготовки будущего специалиста в этой сфере. В итоге на данный момент мы пришли к утверждённому внутреннему экзамену по иностранному языку в вузе для абитуриентов, поступающих только на основе целевого направления. В результате устно-речевой компонент по профильному предмету «Иностранный язык», за который уже много лет ратовали преподаватели профильных вузов, в очередной раз отодвинут на второй план, что не может не сказаться на качестве набора. в ВУЗы, где иностранный язык является профильным. Отсутствие во время вступительной кампании в вузы этапа оценки устно-речевых умений демотивирует абитуриентов в коммуникативном плане. Этот момент вызывает тревогу и у учителей, поскольку есть опасения, что изучение иностранного языка может превратиться в процесс натаскивания на выполнение определённых видов заданий ЦЭ/ЦТ, на фоне чего существует риск значительного снижения уровня комплексного владения языком во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении и письме, что, безусловно, приведёт к снижению уровня коммуникативной компетентности абитуриентов. Новации последнего года не совсем учли специфику предмета, они демонстрируют однобокий подход к осуществлению итоговой аттестации по учебному предмету «Иностранный язык». Уже почти два десятилетия предмет «Иностранный язык» был «заточен» на коммуникацию, а теперь мы резко, без соответствующей подготовки пошли в другом направлении: перед учителями иностранного языка всей страны сейчас остро стоит вопрос, как совместить на уроке коммуникативный аспект, который оказался невостребованным, с задачей по подготовке к ЦЭ/ЦТ.

 

  1. РЦЭ

Плюсы

  1. Учащиеся снимают психологический барьер перед экзаменом, который проходит не стенах родного учреждения образования, где нет знакомых педагогов. Они понимают, что результат их учебных достижений будет оценён объективно, что все абитуриенты в равных условиях.
  2. Решаются организационные вопросы: выверяется время и маршрут доставки учащихся, размещения в аудиториях, учащиеся тренируются с заполнением бланков, узнают правила поведения во время экзамена и т.д.
  3. Оформляется необходимый пакет документов, которым предстоит воспользоваться к подготовке и проведению ЦЭ.

 

Минусы

  1. Учителям пока не понятно, как в журналах выставлять годовые отметки перед ЦЭ, если учащиеся одного класса выбрали для сдачи на ЦЭ не один и тот же предмет (например, из 20 учащихся 5 выбрали русский язык, а 15 белорусский язык).
  2. Городские учреждения образования сталкиваются с проблемой, когда, чтобы приехать в своё учреждение образования, учащийся проезжает мимо пункта сдачи ЦЭ, а потом возвращается в него вместе с классом. Законные представители задают резонный вопрос, нельзя ли сразу доставить ребёнка в пункт сдачи ЦЭ, ведь это сэкономило бы в определённых случаях от 1 до 2 часов. Обеспечивать питанием тоже по заявительному принципу: зачастую многие учащиеся живут напротив пунктов сдачи ЦЭ и готовы позавтракать самостоятельно дома.

Положения о порядке организации и проведения централизованного тестирования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 февраля 2023 г. № 149 

Общая информация

В 2023 году учащиеся XI классов будут сдавать два централизованных экзамена (далее – ЦЭ): русский язык или белорусский язык (по выбору учащегося), предмет по выбору из числа предметов по которым проводится централизованное тестирование (математика, физика, химия, биология, история Беларуси, Всемирная история, обществоведение, география, английский язык, французский язык, немецкий язык, испанский язык, китайский язык). При выборе учебного предмета для сдачи ЦЭ не надо принимать во внимание, является ли предмет первым или вторым предметом профильного испытания при поступлении в учреждения высшего образования. Все это направлено на создание максимально удобных условий для будущих абитуриентов.

Иных экзаменов для получения аттестата об общем среднем образовании не предусмотрено.

Постановлением Министерства образования от 11.07.2022 №184 утверждены Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, Инструкция по организации и проведению централизованного экзамена.

Аргументы для принятия новой модели итоговой аттестации следующие:

уменьшение нагрузки на учащихся (было 4 экзамена, стало 2);

совмещение выпускной и вступительной кампании (результаты выпускных экзаменов засчитываются при поступлении в вуз);

унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);

мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи ЦЭ необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения);

учитель готовит одновременно к выпускным и вступительным экзаменам (не требуются дополнительные занятия с репетитором);

повышение ответственности учителя за результаты своей работы и, как следствие, повышение качества знаний выпускников.

Определены даты проведения ЦЭ в 2023 году: 14 мая 2023 г. – «Русский язык», «Белорусский язык»; 21 мая 2023 г.– предмет по выбору.

Для тех, кто не смог принять участие в ЦЭ по уважительной причине в установленные даты, предусмотрены резервные дни и иные сроки. Так, резервным днем для русского и белорусского языков будет 23 мая 2023 г., для предмета по выбору – 25 мая 2023 г. Иные сроки определены: в июле во время резервных дней для централизованного тестирования (далее – ЦТ); а также 21 августа 2023 г. – «Русский язык», «Белорусский язык» и 23 августа 2023 года – предмет по выбору.

Таким образом, учащиеся, которые болели в основные дни проведения ЦЭ (14 и 21 мая) и продолжали болеть в резервные дни проведения ЦЭ (23 и 25 мая), смогут сдать централизованный экзамен в июле.

В качестве учреждения, ответственного за технологическое сопровождение ЦЭ, определено учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» (далее – РИКЗ), который занимается проведением ЦТ.

Регистрация учащихся XI классов для участия в ЦЭ, выдача пропусков для входа в пункт ЦЭ, выдача сертификатов осуществляются в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО). Таким образом, одиннадцатиклассники прибудут в пункт ЦЭ только два раза для сдачи самого экзамена.

Подготовку и проведение ЦЭ можно условно  разделить на три этапа.

1 этап. Подготовительный (декабрь 2022 г.-13 мая 2023 г.)

  1. До 1 февраля 2023 г. Министерством образования по предложениям главных управлений образования (по образованию) облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома будут утверждены перечни пунктов проведения ЦЭ и закрепление за каждым пунктом УОСО.

Пункты проведения ЦЭ формируются в каждом районе. В качестве пунктов ЦЭ определяются учреждения высшего и среднего специального образования. В случае отсутствия в районе учреждения высшего или среднего специального образования, пунктом ЦЭ может быть УОСО.

В целях предупреждения вопросов, касающихся «человеческого фактора», «неравных условий», при сдаче ЦЭ в УОСО для работы в аудиториях будут привлекаться педагогические работники из других учреждений образования, а также из других районов.

  1. До 1 февраля 2023 г. в УОСО должны быть утверждены комиссии по регистрации и обеспечению участия в ЦЭ. Работа по определению учащимися предметов для сдачи ЦЭ должна быть завершена в УОСО до 1 марта 2023 г.

Заявления на участие в ЦЭ подаются учащимися на бумажном носителе руководителю УОСО по установленной форме при предъявлении документа (копии документа), удостоверяющего личность, или одним из законных представителей при предъявлении документов, удостоверяющих его личность и подтверждающих статус законного представителя.

Зарегистрирует учащихся на централизованный экзамен в системе регистрации комиссия УОСО в период с 1 по 20 апреля 2023 года.

Изменение сведений относительно выбранных учебных предметов, языка предоставления экзаменационных материалов (русский или белорусский) возможно только до истечения сроков регистрации, т.е. до 20 апреля 2023 г.

Отдельного внимание заслуживает вопрос итоговой аттестации слабослышащих, слабовидящих и учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Для них предусмотрено право выбора: или сдавать ЦЭ и соответственно ЦТ, или сдавать выпускной экзамен в УОСО и внутренний экзамен в учреждении высшего образования. При этом, данная категория учащихся совместно с законными представителями должны оценить свои возможности по заполнению бланка ответов. Иные бланки ответов не предусмотрены.

  1. От сдачи ЦЭ могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам (далее – республиканская олимпиада).

Победители третьего этапа республиканской олимпиады (диплом I, II, III степени) освобождаются от одного ЦЭ – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по данному учебному предмету выставляется 10 баллов.

Победители заключительного этапа республиканской олимпиады (диплом I, II, III степени) освобождаются от всех ЦЭ. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов, по остальным предметам – годовая отметка.

Учитывая, что учащиеся XI класса должны определиться с предметами для ЦЭ в феврале месяце, а заключительный этап республиканской олимпиады проходит в конце марта, то для освобождения от ЦЭ победителям олимпиады необходимо будет написать заявление на имя руководителя УОСО.

Сохранены льготы для победителей третьего и заключительного этапа республиканской олимпиады при поступлении в учреждения высшего образования. Как и ранее победители заключительного этапа республиканской олимпиады зачисляются без вступительных экзаменов в учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении (победитель по физике не может поступить без экзаменов в лингвистический университет).

Победители третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады, как и ранее, имеют право поступить без экзаменов в любое учреждение высшего образования на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности, а также со следующего года в региональные вузы на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении.

Кроме того, диплом I степени третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады дает право на выставление 100-баллов по соответствующему профильному предмету.

Если учащиеся решили воспользоваться указанными льготами, то в приемную комиссию вуза они предоставляют диплом победителя олимпиады (сертификат ЦЭ или ЦТ ими не выдаются).

Если победители третьего и заключительного этапа республиканской олимпиады приняли решение поступать в учреждение высшего образованию по профилю, не связанному с победой на олимпиаде (победитель по физике поступает в медицинский университет), то они могут выбрать одну из двух траекторий:

быть освобождены от ЦЭ на основании заявления на имя руководителя УОСО и принимать участие в ЦТ, сдав три экзамена;

отказаться от освобождения от ЦЭ (заявление на имя руководителя не подается) и получить необходимые для поступления в учреждение высшего образования 2 сертификата на ЦЭ и один на ЦТ.

  1. К ЦЭ допускаются учащиеся, которые имеют положительные годовые отметки по учебным предметам, по которым проводится ЦЭ.

Учащиеся, которые не допущены к ЦЭ, получают справку об обучении.

2 этап. Основной (май 2023 г.)

  1. Органы управления образованием совместно с УОСО несут ответственность за доставку и сопровождение учащихся к пункту ЦЭ и обратно.

Доставка к пунктам ЦЭ и обратно к УОСО будет организована от учреждения образования в сопровождении педагогического работника. И это не зависит от того, требуется ли подвоз из сельского пункта в райцентр, или речь идет о передвижении в самом районном центре, областном городе или в г.Минске.

Прибытие в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут до начала экзамена. Время начала ЦЭ в 11.00.

Накануне проведения ЦЭ случайным образом учащиеся распределяются по аудиториям.

  1. В день проведения ЦЭ в пункте обеспечивается пропускной режим. Участники ЦЭ пропускаются в пункт только по спискам, на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска. В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ разрешается его допуск в пункт при условии нахождения в списках зарегистрированных на ЦЭ. Данному учащемуся пропуск оформляется непосредственно в пункте проведения ЦЭ. Учащиеся, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.

Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.

В пункте проведения ЦЭ в дни его проведения организуется работа поста медицинской помощи.

  1. В аудиториях находятся три педагогических работника, один из которых – учитель учебного предмета, по которому проводится ЦЭ. Распределение педагогических работников по аудиториям осуществляется случайным образов утром в день проведения ЦЭ.
  2. Доставка экзаменационных материалов из РИКЗ осуществляется фельдъегерской службой. Вскрытие и упаковка экзаменационных материалов проводится непосредственно в аудиториях.

Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, является время получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы. В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников ЦЭ, заполнение ими регистрационных полей, иное).

Внесены изменения в тестовые задания для ЦЭ. Уменьшено количество заданий по большинству учебных предметов. В тестах не используются задания повышенного пятого уровня сложности. Используются задания только 4-х уровней сложности с увеличением до 75% количества заданий 1-3 уровней сложности. Увеличена часть «В» до 20-22 заданий, а также произведено уменьшение части «А». Тест сформирован на основе заданий базового уровня освоения учебных программ по учебным предметам.

Ознакомиться с новой структурой, формой и уровнем сложности экзаменационных материалов можно при прохождении репетиционного тестирования, которое проводится в три этапа с октября 2022 года по апрель 2023 года. Подробная информация по всем вопросам размещена на сайте РИКЗ.

  1. Участникам ЦЭ во время его проведения не разрешается:

проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;

фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;

меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;

вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;

иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику (за исключением калькулятора на ЦЭ по физике и химии, который не является средством хранения, приема и передачи информации), фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;

выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;

фотографировать экзаменационные материалы;

разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;

произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.

Нарушение правил влечет за собой удаление из аудитории, бланк ответов не проверяется, участник может сдать экзамен только в августе. Следовательно – теряет право поступления в учреждение высшего образования.

  1. Завершением основного этапа является отправка экзаменационных материалов на обработку в опломбированных вализах государственной фельдъегерской службой.

3 этап. Заключительный

На этом этапе РИКЗ осуществляет проверку выполненных работ, оформляет сертификаты и передает их в пункты проведения ЦЭ.

По итогам прохождения ЦЭ каждый учащийся XI класса, получивший тестовый балл выше 0 (нуля), получает сертификат, в котором отметки выставлены по 100-балльной шкале. Баллы, выставленные в сертификате, переводятся в 10-балльную шкалу, по шкалам, разработанным Министерством образования. В аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка, которая является средним арифметическим годовой отметки и отметки по 10-балльной шкале.

Сертификат ЦЭ, как и сертификат ЦТ, действителен два года.

Завершается заключительный этап 10 июня 2023 г. выпускным вечером, на котором выпускники, сдававшие ЦЭ в основные даты и резервные дни в мае, в торжественной обстановке получают аттестаты об общем среднем образовании.

Выпускники, сдававшие ЦЭ в июле, получат аттестат об общем среднем образовании в индивидуальном порядке и смогут участвовать в конкурсе для зачисления в учреждения высшего образования.

Выпускники, сдававшие ЦЭ в августе, также получат аттестат об общем среднем образовании в индивидуальном порядке, но участвовать во вступительной кампании в учреждения высшего образования в 2023 году не смогут. Однако, они смогут продолжить обучение в учреждениях среднего специального образования.

В 2022–2023 году итоговая аттестация общеобразовательных школ будет проведена в абсолютно ином формате. Причем меняется и содержание экзамена, и его организация. Сейчас планируется, что выпускной экзамен в формате ЦЭ будут сдавать 52 904 выпускника 11-х классов.

 

Начальник Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Мария Киндиренко ответила на самые актуальные вопросы.

 

Вместо четырех экзаменов – два

 

Изменяется количество выпускных экзаменов. Если раньше одиннадцатиклассники сдавали четыре экзамена, то сейчас – только два. Во-вторых, изменяется формат проведения экзамена. Если раньше они проходили в письменной и устной форме в учреждениях образования, то сегодня они будут сдаваться в форме единого централизованного экзамена. Это тестовое задание, которое нужно выполнить на специальных площадках – в пунктах проведения ЦЭ.

 

Кого освободят от ЦЭ

 

Все позиции допуска к ЦЭ четко прописаны в правилах аттестации учащихся. Предусмотрена возможность освобождения от сдачи ЦЭ победителей заключительного этапа республиканской олимпиады. И освобождение от одного централизованного экзамена по предмету победителей 3-го, областного этапа республиканской олимпиады школьников.

 

Сейчас планируется, что выпускной экзамен в формате ЦЭ будут сдавать 52 904 выпускника 11-х классов. Один экзамен – в форме ЦЭ – это обязательный: русский или белорусский язык (какой из них – определяет сам учащийся). Второй экзамен – это тот экзамен, который выпускники 11-го класса выбирают из перечня предметов, которые сдаются на централизованном тестировании, чтобы в дальнейшем поступать в вузы.

 

Самая значительная черта ЦЭ – то, что его результаты оформляются сертификатом, как и результаты централизованного тестирования. Оцениваются они по стобалльной шкале, затем переводятся в 10-балльную шкалу, и среднеарифметическое годовой отметки и результатов ЦЭ выставляется в аттестат, а сам сертификат засчитывается при поступлении в учреждение высшего образования.

 

Доставка, регистрация и сопровождение – обязанность школы

 

Изменения, которые коснутся формата проведения ЦЭ в пунктах сдачи, заключаются в том, что местные органы определяют базы проведения ЦЭ. Как, уже отмечалось, сейчас их около 150. И задача учреждения образования – решить все организационные вопросы, которые касаются доставки выпускников, пребывания выпускников в пункте ЦЭ и сопровождения учащихся. Кроме того, учреждение общего среднего образования на себя берет функцию выполнения таких этапов, как регистрация на ЦЭ и формирование списка по предмету.

 

Эти все вопросы были отработаны, когда проводилось репетиционное ЦЭ, которое прошло на базе 8 регионов. В дальнейшем оно будет проведено во всех регионах нашей страны. Планируется дата «прогона» – 28 января.

 

Экзаменуемся по воскресеньям

 

Основные даты проведения ЦЭ – 14 мая (русский или белорусский язык) и 21 мая (по выбору) – это воскресные дни.

 

В этом заключается еще одно новшество. Раньше школьники писали и сдавали все экзамены в устной форме в будние дни. С этого учебного года – в воскресные дни.

 

Как будут оценивать результаты

 

ЦЭ дает возможность получить объективный срез по всем учебным предметам за курс общеобразовательной школы. Потому что тесты тоже претерпели изменения.

 

Во-первых, все задания в тестах составлены по базовому уровню учебной программы.

 

Во-вторых, изменено процентное соотношение заданий уровня А и Б. Что это нам дает? Исключается возможность ответа наугад, когда можно просто наугад поставить некий значок, и окажется, что это правильно. В тестах, которые разработаны Республиканским институтом контроля знаний в этом году, количество заданий части А уменьшено. Таким образом, если учащийся не знает ответа, это будет очевидно. Соответственно, увеличивается количество заданий группы Б. Для того чтобы ответить на вопросы этих заданий, действительно нужно обладать определенным багажом знаний.

 

Контроль за заданиями

 

Для того чтобы обеспечить объективность, Минобразования сформировало группу экспертов для проведения экспертизы заданий для ЦЭ по всем предметам. В состав этой экспертной группы вошли специалисты Национального института образования, Академии последипломного образования и лучшие педагоги-предметники со всей страны. Тестовые задания использовали при проведении репетиций ЦЭ, и проверка показала, что эти задания дают возможность ученику продемонстрировать знания, которые он получил за курс школы.

 

О сроках

 

Централизованные экзамены можно сдавать в основные сроки и резервные дни. Резервные будут проводится несколько раз – в мае, июле (эти даты совпадут с резервными днями ЦТ), а также в августе.

 

Те, кто сдаст централизованный экзамен в основные сроки, в первые резервные дни либо в июле, сохраняют свое право поступления в вузы, то есть они успевают подать документы в вузы для участия в конкурсе.

 

Те, кто будут сдавать ЦЭ в августе, получат право получения профобразования на уровне среднего специального образования. Но все выпускники 11-х классов при таком подходе проведения ЦЭ имеют одинаковые права для продолжения своей образовательной траектории.

 

Проведенная подготовительная работа, включая репетиционные экзамены, свидетельствует, что и на местах, и педагоги, и учащиеся, и специалисты, задействованные в проведении ЦЭ, готовы к реализации таких подходов.

Если возникнут вопросы, напоминаем, что в Министерстве образования в будние дни с 14.00 до 18.00 работает телефонная линия 222 43 12.

 

Телефон горячей линии управления по образованию администрации Московского района г.Бреста по вопросам организации и проведения ЦЭ: 29-12-13 - будние дни с 9.00-13.00 и с 14.00-17.00.

Анализируем самые популярные вопросы по вступительной кампании

 

Ни один вопрос будущих абитуриентов и их родителей не должен остаться без ответа. С момента объявления новых правил в Министерстве образования заработала телефонная линия по теме вступительной кампании и выпускных экзаменов. Уже в первые дни поступило более 250 звонков.

 

ЦТ или ЦЭ – что лучше выбрать при сдаче профильных экзаменов?

 

Зачисление в вузы будет проходить по результатам двух ЦЭ (по языку и на выбор), одного ЦТ, а также среднего балла аттестата. Веера из сертификатов, как это было раньше, уже не будет, поступить «куда придется» не получится. В постановлении № 245, который есть в открытом доступе, есть подробный перечень специальностей и соответствующих им профильных испытаний. Прежде чем выбрать предметы для сдачи, надо четко определиться, с какой сферой планируешь связать жизнь. Это ключевой момент! А в каком формате сдавать дисциплины, разницы нет. Например, для поступления на экономическую специальность предстоит выдержать профильные экзамены по математике и иностранному языку. Можно сдать ЦЭ по математике, а затем ЦТ по английскому. Как и можно поменять местами эту последовательность.

 

Есть ли возможность поступать в несколько вузов одновременно?

 

Как и ранее абитуриент имеет возможность поступать не только на конкретную специальность, но и на группу специальностей в одном вузе. Кроме того, есть возможность "переподать" документы в другой вуз до окончания приёма на ту или иную форму получения высшего образования. Для этого действует эффективная система информирования абитуриентов о поданных документах. В стране действует 50 университетов, и подача документов в определенный момент в один вуз абсолютно оправдана и является важным элементом профориентационной работы.

 

Почему вместо сдачи 4 ЦТ сейчас можно сдать только 2 ЦЭ и 1 ЦТ?

 

Данный подход позволяет абитуриенту делать осознанный выбор в первую очередь будущей специальности (группы специальностей), а не набирать перечень сертификатов, которые по своим баллам "подходят" для того, чтобы поступить. Это серьезный фактор, повышающий качество отбора абитуриентов в вузы.

 

 

 

Кто может не сдавать ЦЭ?

 

Если мы говорим про нынешних выпускников, то такое право будет только у победителей заключительного этапа республиканской олимпиады школьников по учебным предметам. Они освобождаются от ЦЭ и получают «путевку» в любой университет на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении. Победители третьего (областного, Минского городского) имеют право поступить в региональные институты по аналогии, а на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности - во все вузы. За курс средней школы им необходимо сдать лишь одно ЦЭ (если предмет, по которому они показали блестящий результат, входит в перечень сдаваемых дисциплин). Что касается университетских олимпиад, которые дебютировали в этом году, то даже обладатели дипломов I, II и III степени будут сдавать 2 ЦЭ. Хотя уже в марте они официально станут студентами-первокурсниками (их зачислят в те альма-матер, где они регистрировались и проходили олимпиадные испытания).

 

Рекомендуем абитуриентам из числа льготных категорий все-таки пройти ЦТ для расширения траекторий поступления. Количество бюджетных мест формируется исходя из потребностей экономики, и надо понимать, что это ограниченное количество, а льготников много. Не все смогут пройти на желаемые специальности, если пройдут мимо ЦТ.

 

Хватит ли мест для обычных граждан для поступления после того, как бюджетные места займут победители олимпиад, лицеисты и другие категории?

 

Для каждой категории одаренных граждан, включая победителей университетских олимпиад, выпускников вузовских лицеев и др. устанавливаются предельные количества (квоты) бюджетных мест для зачисления. Это позволяет практически на всех специальностях и во всех вузах иметь достаточное количество мест для поступления по конкурсу по трем сертификатам или по внутренним испытаниям.

 

Где взять целевое направление, какие бонусы оно предоставляет, сколько лет надо отработать?

 

Самый популярный вопрос. Целевая подготовка крайне интересна для выпускников: отдельный конкурс, сдается только один внутренний экзамен в вузе. Кроме того, абитуриент уже в самом начале видит своего работодателя и знает, куда пойдет и может получить дополнительные льготы. На нашем сайте можно посмотреть программу вступительных испытаний и сориентироваться по темам. Но вопросы будут отличаться от ЦТ и ЦЭ. Скажем, на специальности физико-математического профиля первой идет физика. Ее и надо будет сдавать. Это не тест. Каждый вуз готовит билеты самостоятельно, поэтому впервые их можно увидеть только на экзамене. Чтобы получить целевое направление, есть 3 пути. Самый простой – дождаться 1 мая (25 мая – для педагогических специальностей), когда на сайтах учредителей учреждений высшего и среднего специального образования появится информация с указанием наименования специальности, количества мест и заказчика, с которым абитуриенты могут связаться. Следующий вариант – посещать ярмарки вакансий целевой подготовки, где можно лично встретиться с будущим работодателем. Информацию о мероприятиях разместят на интернет-страницах районных управлений образования. Но никто не запрещает заняться поисками уже сегодня: изучить республиканский банк вакансий или позвонить в отдел кадров того предприятия, где хотели бы работать. Отмечу, что у организации может быть, как государственная, так и частная форма собственности, она может располагаться в любом уголке страны. Отработать потребуется 5 лет.

 

Что будут сдавать выпускники колледжей?

 

При окончании колледжа они сдают итоговую аттестацию - госэкзамен, диплом. Затем могут поступить на родственные специальности в вуз на сокращенную форму по результатам 2 внутренних экзаменов по предметам, изученным в колледже. При желании поступить не непрофильные специальности в вуз - сдают ЦТ по 3 предметам.

 

Какие льготы имеют инвалиды при поступлении в вуз?

 

Для них введена новая льгота - преимущественное право при одинаковом количестве баллов. Ранее такой льготы не было. Система отбора на обучение в вузы в первую очередь ориентирована на отбор подготовленных абитуриентов, конкурсный характер поступления - важнейший ее принцип. При этом вопросы поступления в вузы для такой категории лиц надо увязывать с наличием условий и созданием новых возможностей для их последующего трудоустройства. Лица, имеющие инвалидность, также имеют право выбора - сдавать ЦТ или внутренний экзамен в вузе. Как показывает практика многие из них набирают высокие конкурсные баллы, которые позволяют быть зачисленными на бюджетную форму получения высшего образования.

 

 

 

Не создадут ли новые правила поступления условия для поступления в вузы неподготовленных абитуриентов?

 

Новые подходы к приему создают лучшие условия для поступления подготовленным и мотивированны абитуриентам - возможность быть зачисленными на ранних стадиях для тех подготовленных абитуриентов, кто четко определился с вузом (победа в университетской олимпиаде), с формой обучения (участие в конкурсе на целевую подготовку). Это дополнительные возможности при том, что возможности участия в конкурсе на общих основаниях на бюджетные или платные места, остаются для всех.

 

Если возникнут вопросы, напоминаем, что в Министерстве образования до 30 декабря в будние дни с 14.00 до 18.00 работает телефонная линия 222 43 12.

Интернет-ресурсы: