#Лето в городе
Управление по образованию Московского района г.Бреста
ГУ «Учебно-методический кабинет Московского района г.Бреста»
Проект #Лето в городе
АКТУАЛЬНОСТЬ
В современных условиях главной целью формирования личности является воспитание гражданина и патриота своей страны. Идея становления человека как гражданина Отечества получила отражение в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь и других государственных документах.
Для формирования воспитывающего пространства, позволяющего создать в любом учреждении образования реально ощутимую атмосферу уважения к государству, его символам, закону и правопорядку, устанавливающего реальные гражданско-правовые отношения в коллективе, на базе учреждений образования Московского района г. Бреста будет реализовываться проект «#Лето в городе» для несовершеннолетних, в том числе с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, признанных находящимся в социально опасном положении, детей, требующих социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
Согласно Д.В. Григорьеву, воспитательное пространство представляет собой «динамическую сеть событий воспитания, в каждом из которых происходит личностно-развивающая целе-и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребёнка, их со-бытие». Таким образом, сеть событий, созданная усилиями педагогов, работающими с детьми, выступает условием личностного развития несовершеннолетних. Событийный подход является альтернативой «мероприятийному» воспитанию, поскольку ориентирован не на «события ради события», а на преобразование реальности повседневного взаимодействия и общения в каникулярный период несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, признанных находящимся в социально опасном положении, детей, требующих социально-педагогической поддержки и психологической помощи, и взрослых.
ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Структурные компоненты |
Содержание |
Название проекта |
#Лето в городе |
Цель |
Цель: создание привлекательной и познавательной для несовершеннолетних среды, способствующей формированию гражданско-патриотических качеств, раскрытию индивидуального потенциала, формированию осознанного отношения к своему здоровью. |
Задачи |
Ожидаемые результаты |
1. способствовать формированию у несовершеннолетнего опыта социального поведения, позволяющего им выполнять свой гражданский долг, выбирать линию поведения в соответствии с нормами морали и права. |
1. Сформированность умений и навыков ответственного отношения к обществу и самим себе, обогащение учащихся гражданско-патриотическими знаниями. |
2. содействовать созданию здоровьесберегающего и безопасного пространства в учреждениях образования, формированию культуры здорового образа жизни;
|
2. Приобщение обучающихся к здоровому образу жизни. Осознание учащимися значимости личностного поведения (разумного режима труда (учебы) и отдыха, оптимальной двигательной активности), а также личностного поведения, направленного на борьбу с вредными привычками: табакокурением, потреблением алкогольных напитков и психоактивных веществ, хулиганства и т.д. |
3. содействовать формированию духовно-нравственной культуры, созданию благоприятной психоэмоциональной атмосферы, способствующей раскрытию, развитию и реализации интеллектуального, творческого потенциала участников проекта через сплочение временного детского коллектива и включение в творческие мероприятия; |
3.Приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие эмоциональной сферы личности, реализация творческого потенциала воспитанников, обеспечение широких возможностей для их включения в различные виды деятельности. |
4. создавать условия для включения учащихся в общественно полезную деятельность, укреплять связи школы, семьи;
|
4. Выработка качеств трудолюбия, ответственности, самостоятельности; повышение эффективности взаимодействия между поколениями в семье, сохранение и укрепление семейных ценностей |
Участники проекта |
Проект рассчитан на учащихся 1-XI классов, в том числе 291 учащийся, из них несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа – 84, признанных находящимся в социально опасном положении – 207 Педагоги – заместители директоров, руководители по военно-патриотическому воспитанию, учителя, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги |
Сроки реализации |
С 1 июня по 25 августа 2023 года |
Концептуальное обоснование |
Летний отдых учащихся – это социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения взрослых и детей в этот период. Так, еженедельно участвуя в запланированных мероприятиях, несовершеннолетние осознают, что существует привлекательная и познавательная для несовершеннолетних среда, способствующая формированию гражданско-патриотических качеств, раскрытию индивидуального потенциала, формированию осознанного отношения к своему здоровью Поэтому разработанный проект #Лето в городе включает в себя военно-патриотическое воспитание, экскурсионную программу, досуговую и практическую деятельность несовершеннолетних |
Принципы реализации проекта |
Разработка тем и конструирование содержания проекта #Лето в городе основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления о взаимодействии и взаимовлияния человека и явлений, событий общественно-социальной жизни. Проект будет реализовываться в 5 микрорайонах города: Восток-1, Восток-2, Центр-Киевка, Ковалево, Вулька-Юго-Запад В 2023 году продолжится реализация проекта «#Лето в городе» для несовершеннолетних, с которыми проводилась индивидуальная профилактическая работа, признанных находящимся в социально опасном положении, детей, требующих социально-педагогической поддержки и психологической помощи, а также для всех желающих детей 5 микрорайонов Московского района г.Бреста – Ковалево, Вулька–Юго-Запад, Центр-Киевка, Восток-1 и Восток-2. К проекту «#Лето в городе» присоединяются 9 начальных школ Московского района г.Бреста. |
Направленность проекта, методы и средства реализации |
Спортивно-оздоровительная – подвижные игры на свежем воздухе, физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия профилактической, познавательной направленности. Историко-патриотическая – комплекс мероприятий, направленных на формирование чувства патриотизма через познание исторического прошлого и настоящего своей Родины, своего родного края своего народа, ощущения себя его неотъемлемой составной частью (экскурсии, презентации, виртуальные путешествия, тематические занятия). Досугово-развлекательная – мероприятия, направленные на формирование навыков общения, дружбы, взаимопонимания, а также саморазвитие (творческие конкурсы, познавательные игры, квесты, интерактивные игры). Для усвоения содержания мероприятий проекта используются следующие методы и средства обучения: интерактивные игры, игры-тренинги, этические беседы, анализ жизненных ситуаций, диалоги, презентации, видеосалоны, экскурсионные маршруты различной направленности, акции и др. Занятия могут проходить в форме игры-путешествия, экскурсии, викторины, творческого конкурса, эстафеты и т.д. Групповая, парная и коллективная формы работы чередуются в ходе проведения занятий с индивидуальной работой учащихся. |
Материально-технические условия реализации проекта |
Спортивные и игровые площадки Спортивный зал Актовый зал Комнаты (классы) для занятий Музеи учреждений образования Стрелковый тир Центр допризывной подготовки на базе ГУО «Средняя школа № 35 г.Бреста» Приходы БПЦ |
Реализация проекта |
Приложение 1. План мероприятий проекта в микрорайоне Восток-1 Приложение 2. План мероприятий проекта в микрорайоне Восток-2 Приложение 3. План мероприятий проекта в микрорайоне Центр-Киевка Приложение 4. План мероприятий проекта в микрорайоне Вулька-Юго-Запад Приложение 5. План мероприятий проекта в микрорайоне Ковалёво Приложение 6. График проведения занятия в Центре допризывной подготовки в ГУО «Средняя школа № 35 г.Бреста» |
СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Процесс реализации проекта осуществляется в четыре этапа: подготовительный, организационный, основной и заключительный.
№ |
Этап |
Задачи |
Содержание деятельности |
Ответственные |
Сроки выполнения |
1 |
подготовительный |
Кадровое обеспечение |
Выбор и назначение ответственных за проведение мероприятий в рамках реализации проекта из работников учреждений образования |
|
Апрель-май |
Распределение педагогической нагрузки |
Май |
||||
Программно-методическое обеспечение |
Разработка и утверждение проекта |
Заместитель директора по ВР, методист УМК |
Март, май |
||
Подготовка необходимых методических материалов |
Педагоги учреждений образования |
май |
|||
Разработка и подбор диагностических методик и положений о проведении мероприятий |
Педагоги – психологи, педагоги социальные |
Апрель, май |
|||
Информационное обеспечение |
Оформление стендов с информацией о предстоящем проекте |
Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы |
Май |
||
Оформление нормативно-правовой документации |
Заместитель директора по ВР, педагоги социальные |
Апрель, май |
|||
2 |
организационный |
Проведение совещаний по подготовке к проекту |
Ознакомление с целями и задачами проекта; этапами реализации |
Директор школы, заместитель директора по ВР, классные руководители |
Май |
Формирование временных объединений учащихся |
Диагностика потенциала участников проекта, их ожиданий и запросов |
Педагоги социальные, классные руководители |
Май
|
||
Проведение организационных родительских собраний |
Ознакомление с проектом, правилами жизнедеятельности |
Классные руководители, педагог-организатор |
Апрель, май |
||
Разработка тематических игр, творческих и познавательных программ |
Разработка положений по подготовке отрядов к мероприятиям |
Педагоги-организаторы, классные руководители |
Февраль-май |
||
Написание проекта |
Описание идеи смены, механизма реализации, этапов реализации и др. |
Заместитель директора по ВР, методист УМК |
Февраль-апрель |
||
3 |
основной |
Создание здоровьесберегающего и безопасного пространства в учреждениях образования, формированию культуры здорового образа жизни, формирование у несовершеннолетнего опыта социального поведения, позволяющего им выполнять свой гражданский долг, выбирать линию поведения в соответствии с нормами морали и права |
Выполнение целей и задач работы, определённых в проекте |
Все участники воспитательно-образовательного процесса |
Июнь-август |
4 |
заключительный |
Подведение итогов проекта; анализ деятельности, определение перспектив. |
Рефлексия, анализ эффективности проекта, выработка решений по совершенствованию проекта. Издание сборника методических материалов по итогам реализации проекта |
Все участники воспитательно-образовательного процесса
Заместитель директора по ВР, методист УМК |
Август
Сентябрь
|
Принципы личностно-ориентированного подхода, используемого при реализации проекта:
- Принцип самоактуализации – создание условий, побуждающих учащихся к познанию, анализу и оценке, развитию и проявлению своих природных и социальных качеств, интеллектуальных, коммуникативных, предметно-практических, физических и духовных возможностей в пространстве культуры.
- Принцип культурной самоидентификации (самопринятия) – создание условий, способствующих осознанию и принятию обучающимися своей индивидуальности как носителя определенной культуры в определенных ее формах. Современный человек культуры характеризуется освоением общечеловеческих ценностей, креативностью деятельности, поиском творческих решений, автономным и саморегулируемым поведением. Целостность самоактуализирующегося человека культуры обеспечивается его потребностью в творческой самореализации в жизни.
- Принцип субъектности – создание условий, способствующих становлению у личности способности автономного (самостоятельного и ответственного) поведения в различных видах деятельности и взаимодействия. Субъектность проявляется в самомотивируемой, самоорганизуемой и саморегулируемой деятельности (взаимодействии, общении). Осознание себя как причины (я – причина всего, что со мной происходит) своих успехов и неудач – главный показатель субъектности.
- Принцип выбора – создание условий, позволяющих личности проявить свою избирательность в целях, содержании, формах и методах организации педагогического процесса, в моделях и программах поведения, отрефлексировать причины и последствия сделанного выбора.
- Принцип диалогизации – включение обучающихся в многообразные формы диалога на рефлексивной основе. Диалог как «бесконечный бег к себе через Другого» – основная форма отношений в процессе воспитания культуры самопознания и саморегуляции личности.
- Принцип творческой активности – включение обучающихся в систему деятельностей и отношений с неполными данными, требующих открытия субъективно (объективно) нового, неизвестного. В поисках этого неизвестного учащийся обнаруживает «сильные» стороны своей личности и обеспечивает их развитие. Отсюда творчество становится основной формой самопознания, самораскрытия и самореализации своего «Я», своего природного предназначения, условием конструктивного самоутверждения.
- Принцип успеха – создание и закрепление ситуации успеха в различных видах деятельности для каждого студента. Достижение и переживание успеха способствует формированию у него позитивного самоотношения, побуждает к дальнейшей работе по саморазвитию своего «Я».
- Принцип доверия и поддержки – отказ от авторитарного по характеру образовательного процесса и руководство ценностями веры в ребенка, доверия к нему, экзистенциального общения, поддержки его стремления быть успешным настолько, насколько он сможет сам.