РУ БЕ EN

#Лето в городе

Управление по образованию Московского района г.Бреста

ГУ «Учебно-методический кабинет Московского района г.Бреста»

 

Проект #Лето в городе

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современных условиях главной целью формирования личности является воспитание гражданина и патриота своей страны. Идея становления человека как гражданина Отечества получила отражение в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь и других государственных документах.

Для формирования воспитывающего пространства, позволяющего создать в любом учреждении образования реально ощутимую атмосферу уважения к государству, его символам, закону и правопорядку, устанавливающего реальные гражданско-правовые отношения в коллективе, на базе учреждений образования Московского района г. Бреста будет реализовываться проект «#Лето в городе» для несовершеннолетних, в том числе с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, признанных находящимся в социально опасном положении, детей, требующих социально-педагогической поддержки и психологической помощи.

Согласно Д.В. Григорьеву, воспитательное пространство представляет собой «динамическую сеть событий воспитания, в каждом из которых происходит личностно-развивающая целе-и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребёнка, их со-бытие». Таким образом, сеть событий, созданная усилиями педагогов, работающими с детьми, выступает условием личностного развития несовершеннолетних. Событийный подход является альтернативой «мероприятийному» воспитанию, поскольку ориентирован не на «события ради события», а на преобразование реальности повседневного взаимодействия и общения в каникулярный период несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, признанных находящимся в социально опасном положении, детей, требующих социально-педагогической поддержки и психологической помощи, и взрослых.

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА

 

Структурные компоненты

Содержание

Название проекта

#Лето в городе

Цель

Цель: создание привлекательной и познавательной для несовершеннолетних среды, способствующей формированию гражданско-патриотических качеств, раскрытию индивидуального потенциала, формированию осознанного отношения к своему здоровью.

 

Задачи

Ожидаемые результаты

1. способствовать формированию у несовершеннолетнего опыта социального поведения, позволяющего им выполнять свой гражданский долг, выбирать линию поведения в соответствии с нормами морали и права.  

1.                Сформированность умений и навыков ответственного отношения к обществу и самим себе, обогащение учащихся гражданско-патриотическими знаниями.

2. содействовать созданию здоровьесберегающего и безопасного пространства в учреждениях образования, формированию культуры здорового образа жизни;

 

2. Приобщение обучающихся к здоровому образу жизни. Осознание учащимися значимости личностного поведения (разумного режима труда (учебы) и отдыха, оптимальной двигательной активности), а также личностного поведения, направленного на борьбу с вредными привычками: табакокурением, потреблением алкогольных напитков и психоактивных веществ, хулиганства и т.д.

3. содействовать формированию духовно-нравственной культуры, созданию благоприятной психоэмоциональной атмосферы, способствующей раскрытию, развитию и реализации интеллектуального, творческого потенциала участников проекта через сплочение временного детского коллектива и включение в творческие мероприятия;

3.Приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие эмоциональной сферы личности, реализация творческого потенциала воспитанников, обеспечение широких возможностей для их включения в различные виды деятельности.

4. создавать условия для включения учащихся в общественно полезную деятельность, укреплять связи школы, семьи;

 

4. Выработка качеств трудолюбия, ответственности, самостоятельности; повышение эффективности взаимодействия между поколениями в семье, сохранение и укрепление семейных ценностей

 

Участники проекта

Проект рассчитан на учащихся 1-XI классов, в том числе

291 учащийся, из них несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа – 84, признанных находящимся в социально опасном положении – 207

Педагоги – заместители директоров, руководители по военно-патриотическому воспитанию, учителя, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги

Сроки реализации

С 1 июня по 25 августа 2023 года

Концептуальное обоснование

Летний отдых учащихся – это социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения взрослых и детей в этот период.

Так, еженедельно участвуя в запланированных мероприятиях, несовершеннолетние осознают, что существует привлекательная и познавательная для несовершеннолетних среда, способствующая формированию гражданско-патриотических качеств, раскрытию индивидуального потенциала, формированию осознанного отношения к своему здоровью

Поэтому разработанный проект #Лето в городе включает в себя военно-патриотическое воспитание, экскурсионную программу, досуговую и практическую деятельность несовершеннолетних

Принципы реализации проекта

         Разработка тем и конструирование содержания проекта #Лето в городе основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления о взаимодействии и взаимовлияния человека и явлений, событий общественно-социальной жизни.

        Проект будет реализовываться в 5 микрорайонах города: Восток-1, Восток-2, Центр-Киевка, Ковалево, Вулька-Юго-Запад

В 2023 году продолжится реализация проекта «#Лето в городе» для несовершеннолетних, с которыми проводилась индивидуальная профилактическая работа, признанных находящимся в социально опасном положении, детей, требующих социально-педагогической поддержки и психологической помощи, а также для всех желающих детей 5 микрорайонов Московского района г.Бреста – Ковалево, Вулька–Юго-Запад, Центр-Киевка, Восток-1 и Восток-2. К проекту «#Лето в городе» присоединяются 9 начальных школ Московского района г.Бреста.

Направленность проекта, методы и средства реализации

Спортивно-оздоровительная – подвижные игры на свежем воздухе, физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия профилактической, познавательной направленности.

Историко-патриотическая – комплекс мероприятий, направленных на формирование чувства патриотизма через познание исторического прошлого и настоящего своей Родины, своего родного края своего народа, ощущения себя его неотъемлемой составной частью (экскурсии, презентации, виртуальные путешествия, тематические занятия).

Досугово-развлекательная – мероприятия, направленные на формирование навыков общения, дружбы, взаимопонимания, а также саморазвитие (творческие конкурсы, познавательные игры, квесты, интерактивные игры).

Для усвоения содержания мероприятий проекта используются следующие методы и средства обучения: интерактивные игры, игры-тренинги, этические беседы, анализ жизненных ситуаций, диалоги, презентации, видеосалоны, экскурсионные маршруты различной направленности, акции и др.

Занятия могут проходить в форме игры-путешествия, экскурсии, викторины, творческого конкурса, эстафеты и т.д. Групповая, парная и коллективная формы работы чередуются в ходе проведения занятий с индивидуальной работой учащихся.

Материально-технические условия реализации проекта

Спортивные и игровые площадки

Спортивный зал

Актовый зал

Комнаты (классы) для занятий

Музеи учреждений образования

Стрелковый тир

Центр допризывной подготовки на базе

ГУО «Средняя школа № 35 г.Бреста»

Приходы БПЦ

Реализация проекта

Приложение 1. План мероприятий проекта в микрорайоне Восток-1

Приложение 2. План мероприятий проекта в микрорайоне Восток-2

Приложение 3. План мероприятий проекта в микрорайоне Центр-Киевка

Приложение 4. План мероприятий проекта в микрорайоне Вулька-Юго-Запад

Приложение 5. План мероприятий проекта в микрорайоне Ковалёво

Приложение 6. График проведения занятия в Центре допризывной подготовки в ГУО «Средняя школа № 35 г.Бреста»

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Процесс реализации проекта осуществляется в четыре этапа: подготовительный, организационный, основной и заключительный.

 

Этап

Задачи

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки выполнения

1

подготовительный

Кадровое обеспечение

Выбор и назначение ответственных за проведение мероприятий в рамках реализации проекта из работников учреждений образования

 

Апрель-май

Распределение педагогической нагрузки

Май

Программно-методическое обеспечение

Разработка и утверждение проекта

Заместитель директора по ВР, методист УМК

Март, май

Подготовка необходимых методических материалов

Педагоги учреждений образования

май

Разработка и подбор диагностических методик и положений о проведении мероприятий

Педагоги – психологи, педагоги социальные

Апрель, май

Информационное обеспечение

Оформление стендов с информацией о предстоящем проекте  

Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы

Май

Оформление нормативно-правовой документации

Заместитель директора по ВР, педагоги социальные

Апрель, май

2

организационный

Проведение совещаний по подготовке к проекту

Ознакомление с целями и задачами проекта; этапами реализации

Директор школы, заместитель директора по ВР, классные руководители

Май

Формирование временных объединений учащихся

Диагностика потенциала участников проекта, их ожиданий и запросов

Педагоги социальные, классные руководители

Май

 

Проведение организационных родительских собраний

Ознакомление с проектом, правилами жизнедеятельности

Классные руководители, педагог-организатор

Апрель, май

Разработка тематических игр, творческих и познавательных программ

Разработка положений по подготовке отрядов к мероприятиям

Педагоги-организаторы, классные руководители

Февраль-май

Написание проекта

Описание идеи смены, механизма реализации, этапов реализации и др.

Заместитель директора по ВР, методист УМК

Февраль-апрель

3

основной

Создание здоровьесберегающего и безопасного пространства в учреждениях образования, формированию культуры здорового образа жизни, формирование у несовершеннолетнего опыта социального поведения, позволяющего им выполнять свой гражданский долг, выбирать линию поведения в соответствии с нормами морали и права

Выполнение целей и задач работы, определённых в проекте

Все участники воспитательно-образовательного процесса

Июнь-август

4

заключительный

Подведение итогов проекта; анализ деятельности, определение перспектив.

Рефлексия, анализ эффективности проекта, выработка решений по совершенствованию проекта.

Издание сборника методических материалов по итогам реализации проекта

Все участники воспитательно-образовательного процесса

 

 

Заместитель директора по ВР, методист УМК

Август

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

Принципы личностно-ориентированного подхода, используемого при реализации проекта:

  1. Принцип самоактуализации – создание условий, побуждающих учащихся к познанию, анализу и оценке, развитию и проявлению своих природных и социальных качеств, интеллектуальных, коммуникативных, предметно-практических, физических и духовных возможностей в пространстве культуры.
  2. Принцип культурной самоидентификации (самопринятия) – создание условий, способствующих осознанию и принятию обучающимися своей индивидуальности как носителя определенной культуры в определенных ее формах. Современный человек культуры характеризуется освоением общечеловеческих ценностей, креативностью деятельности, поиском творческих решений, автономным и саморегулируемым поведением. Целостность самоактуализирующегося человека культуры обеспечивается его потребностью в творческой самореализации в жизни.
  3. Принцип субъектности – создание условий, способствующих становлению у личности способности автономного (самостоятельного и ответственного) поведения в различных видах деятельности и взаимодействия. Субъектность проявляется в самомотивируемой, самоорганизуемой и саморегулируемой деятельности (взаимодействии, общении). Осознание себя как причины (я – причина всего, что со мной происходит) своих успехов и неудач – главный показатель субъектности.
  4. Принцип выбора – создание условий, позволяющих личности проявить свою избирательность в целях, содержании, формах и методах организации педагогического процесса, в моделях и программах поведения, отрефлексировать причины и последствия сделанного выбора.
  5. Принцип диалогизации – включение обучающихся в многообразные формы диалога на рефлексивной основе. Диалог как «бесконечный бег к себе через Другого» – основная форма отношений в процессе воспитания культуры самопознания и саморегуляции личности.
  6. Принцип творческой активности – включение обучающихся в систему деятельностей и отношений с неполными данными, требующих открытия субъективно (объективно) нового, неизвестного. В поисках этого неизвестного учащийся обнаруживает «сильные» стороны своей личности и обеспечивает их развитие. Отсюда творчество становится основной формой самопознания, самораскрытия и самореализации своего «Я», своего природного предназначения, условием конструктивного самоутверждения.
  7. Принцип успеха – создание и закрепление ситуации успеха в различных видах деятельности для каждого студента. Достижение и переживание успеха способствует формированию у него позитивного самоотношения, побуждает к дальнейшей работе по саморазвитию своего «Я».
  8. Принцип доверия и поддержки – отказ от авторитарного по характеру образовательного процесса и руководство ценностями веры в ребенка, доверия к нему, экзистенциального общения, поддержки его стремления быть успешным настолько, насколько он сможет сам.